15 ноября 2015 года был принят в новой редакции Закон Республики Казахстан «Об информатизации» (далее - Закон), который направлен на регулирование общественных отношений в сфере информатизации,

возникающих на территории Республики Казахстан между государственными органами, физическими и юридическими лицами при создании, развитии и эксплуатации объектов информатизации, а также при государственной поддержке развития отрасли информационно-коммуникационных технологий.

В свою очередь, целями государственного регулирования общественных отношений в сфере информатизации являются формирование и обеспечение развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание условий для развития местного содержания в производстве товаров, работ и услуг в отрасли информационно-коммуникационных технологий для информационного обеспечения социального и экономического развития и конкурентоспособности Республики Казахстан.

Для обеспечения единого толкования и правоприменительной практики использования терминологии, на законодательном уровне, а также в подзаконных нормативных правовых актах определены основополагающие понятия в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Следует сразу отметить, что понятия в области ИКТ на сегодняшний день может определяться достаточно разнообразно, а иногда и противоречиво. Это происходит по разным причинам. Одна из них в том, что большинство базовых понятий теории информатизации зародилось за рубежом и вошло в научный оборот на русском языке с множественными искажениями или многозначными смыслами при переводе.

Задачей данной работы является проведение сравнительного анализа основных понятий, определенных в Законе с понятиями, которые описаны в национальных стандартах Республики Казахстан в области ИКТ.

Так, статья 1 Закона содержит понятийный аппарат, которым предусмотрено 72 понятия.

Согласно положениям Закона, основными объектами информатизации являются: информационная система, программный продукт, программное обеспечение, аппаратно-программный комплекс и информационно-коммуникационная инфраструктура. Также к основным процессам, определенным Законом можно отнести процессы, связанные с информационно-коммуникационной инфраструктурой.

В этой связи, для проведения сравнительного анализа выбраны следующие основные взаимосвязанные понятия в Законе: «автоматизация», «объекты информатизации», «информационная система», «интеграция информационной системы», «внедрение информационной системы», «сопровождение информационной системы», «аппаратно-программный комплекс», «программное обеспечение», «программный продукт» и «интернет-ресурс».

1. Так, согласно подпункту 1) статьи 1 Закона автоматизация – это процесс использования средств информационно-коммуникационных технологий для оптимизации создания, поиска, сбора, накопления, хранения, обработки, получения, использования, преобразования, отображения, распространения и предоставления информации.

Согласно определению, приведенному в стандарте ГОСТ ИСО/МЭК 2382-1-99 автоматизация - это перевод процессов или оборудования на автоматическое функционирование или результаты этого перевода.

Следовательно, согласно Закону автоматизация направлена только на создание, поиск, сбор, накопление, хранение, обработку, получение, использование, преобразование, отображение, распространение и предоставление информации. Т.е. автоматизация подразумевает использование информационно-коммуникационных технологий в оптимизации процессов, связанных с обработкой информации.  

При этом, согласно стандарту предполагается, что автоматизация может быть направлена на перевод всех процессов и оборудований на автоматическое функционирование.

2. Согласно подпункту 12) статьи 1 Закона, информационная система – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач.

В свою очередь в стандартах предусмотрены несколько определений понятия «информационная система»:

- согласно СТ РК ISO/IEK 27005-2013, информационная система – это приложение, сервис, информационный технологический актив или любой другой компонент работы с информацией;

- согласно СТ РК ISO 15143-2-2012, информационная система – система обработки информации вместе с соответствующими организационными человеческими, техническими и финансовыми ресурсами, обеспечивающие и распространяющие информацию;

- согласно СТ РК 34.003-2002, информационная система – это система, обеспечивающая эффективное функционирование объекта, в которой сбор и переработка информации, необходимой для реализации возложенных на нее функций, осуществляется с применением средств автоматизации и вычеслительной техники;

- согласно ГОСТ ISO/TS 22220—2013 3.4, информационная система - организованное множество аппаратных средств, программных средств, предметов снабжения, политик, процедур и исполнителей, которое используется для хранения информации, ее обработки и предоставления доступа к ней,

- согласно ГОСТ ISO/TS 27527—2013 информационная система – система, включающая в себя работников, процессы и оборудования и обеспечивающая принятие управленческих решений, сбор и хранение данных, описывающих текущее состояние и его развитие, их преобразование в информацию и передачу этой информации;

- согласно ГОСТ 34-321-96 информационная система – система, которая организует хранение и манипулирование информацией о предметной области;

- согласно СТ РК 34.022-2006 информационная система – это система обработки информации совместно с соответствующими организационными ресурсами, такими как человеческие, технические и финансовые ресурсы, представляющая и распределяющая информацию.

Таким образом, понимание информационной системы подразумевает, что её неотъемлемыми компонентами являются информационно-коммуникационные технологий, информация, техническое и программное обеспечение, а также персонал и организационные мероприятия.

Следовательно, значение и смысловая характеристика термина «информационная система», закрепленного Законом не противоречит определениям, указанным в стандартах.

3. Согласно подпункту 4) Закона, объекты информатизации – электронные информационные ресурсы, программное обеспечение и информационно-коммуникационная инфраструктура.

В свою очередь, в соответствии с подпунктом 23) статьи 1 Закона информационно-коммуникационная инфраструктура – совокупность объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, предназначенных для обеспечения функционирования технологической среды в целях формирования электронных информационных ресурсов и предоставления доступа к ним.

Также согласно подпункту 25) статьи 1 Закона объекты информационно-коммуникационной инфраструктуры – информационные системы, технологические платформы, аппаратно-программные комплексы, сети телекоммуникаций, а также системы обеспечения бесперебойного функционирования технических средств и информационной безопасности.

Между тем, стандартом СТ РК 34.022-2006 определено, что объект информатизации – это совокупность информационных ресурсов, средств и систем обработки информации, используемых в соответствии с заданной информационной технологией, средств обеспечения объекта информатизации, помещений или объектов (зданий, сооружений, технических средств), в которых они установлены, или помещения и объекты, в которых они установлены.

Таким образом следует вывод, что согласно нормам Закона к объектам информатизации относятся все существующие объекты, которые используются в информатизации.

При этом, согласно понятию, опреленному стандартом, к объектам информатизации можно отнести не только объекты, используемые в сфере информатизации, но и центры обработки данных, подсистемы, банки данных, системы связи, центры управления и серверные помещения. В связи с чем, предполагается необходимость переработки определения «информационно-коммуникационная инфраструктура» в Законе, в части включения центров обработки данных, подсистемы, банков данных, систем связи, центров управления и серверных помещения.

4. Согласно подпункту 14) Закона интеграция информационных систем – мероприятия по организации и обеспечению информационного взаимодействия между двумя и более информационными системами на основании используемых в Республике Казахстан стандартных протоколов передачи данных.

Вместе с тем, в стандартах отсутствует определение понятия «интеграция информационных систем».

Однако, в СТ РК ГОСТ Р 51904-2011 предусмотрено понятие «интеграция программного обеспечения», как процесс объединения компонентов кода.

А также согласно РК ГОСТ Р 51904-2011 интеграция аппаратуры и программного обеспечения – это процесс объединения программного обеспечения с объектным компьютером.

Таким образом, указанные стандарты рассматривают интеграцию как технологический процесс, объединяющий компоненты кода программного обеспечения.

Кроме того, согласно стандарту СТ РК ЕН 50128-2012 интеграция - это процесс сборки программного обеспечения и/или оборудования, в соответствии с архитектурными и проектными спецификациями и испытание интегрированного блока.

Указанный стандарт определяет понятие интеграция, которое не привязана к информационной системе или другому объекту информатизации и которое определяет общее смысловое значение интеграции в целом.

При этом, согласно положениям Закона интеграция информационных систем определена в качестве мероприятия, которое предназначено для обеспечения информационного взаимодействия только информационных систем. Кроме того, Законом не уточняется какими протоколами передачи данных необходимо руководствоваться при обеспечении интеграции информационных систем.

Кроме того, на сегодняшний день предусматривается информационное взаимодействие не только информационных систем, но и всех объектов информатизации (например, взаимодействие сервисных программных продуктов, технологических платформ). Однако, в настоящее время процесс и порядок интеграции объектов информатизации не регламентирован законодательством Республики Казахстан. В связи с чем, для обеспечения регламентации процесса взаимодействия объектов информатизации, необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в нормативные правовые акты Республики Казахстан.

5. Согласно подпункту 37) статьи 1 Закона, программное обеспечение – совокупность программ, программных кодов, а также программных продуктов с технической документацией, необходимой для их эксплуатации.

В свою очередь, согласно подпункту 38) статьи 1 Закона, программный продукт – это самостоятельная программа или часть программного обеспечения, являющаяся товаром, которая независимо от ее разработчиков может использоваться в предусмотренных целях в соответствии с системными требованиями, установленными технической документацией.

При этом, стандартами также предусмотрено несколько определений программного обеспечения.

Так, согласно ГОСТ ИСО/МЭК 9126―2001 программное обеспечение (software) – программы, процедуры, правила и любая соответствующая документация, относящаяся к работе вычислительной системы.

Согласно СТ РК ЕН 50128-2012 программное обеспечение – это продукт интеллектуальной деятельности, включающие программы, процедуры, правила, данные и любые соответствующие документы, имеющие отношение к функционированию системы.

Согласно СТ РК ГОСТ Р 51904-2011 программное обеспечение – это совокупность компьютерных программ и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.

Согласно СТ РК ISO/IEC/IEEE 26512-2012 программное обеспечение – программа или набор программ, используемых для работы на компьютере.

Согласно СТ РК 34.024-2006 программное обеспечение автоматизированной системы – это совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенных для отладки, функционирования и проверки работоспособности автоматизированной системы.

6. Как было определено выше, согласно подпункту 38) статьи 1 Закона, программный продукт – это самостоятельная программа или часть программного обеспечения, являющаяся товаром, которая независимо от ее разработчиков может использоваться в предусмотренных целях в соответствии с системными требованиями, установленными технической документацией.

Согласно ГОСТ ИСО/МЭК 12207─2002 программный продукт (software product) - это набор машинных программ, процедур и возможно, связанных с ними документации и данных. Данным определением не раскрыто полное смысловое значение термина.

Также согласно ГОСТ 7.83-2001 программный продукт – самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющий собой публикацию текста программы или программ на языке программирования в виде исполняемого кода.

Из приведенных определений, следовательно можно сделать вывод, что термины приведенные в Законе и стандартах не противоречат друг-другу по смысловой характеристике.

7. Согласно подпункту 16) статьи 1 Закона внедрение информационной системы – проведение комплекса мероприятий по вводу в действие информационной системы, включающих подготовку объекта автоматизации и персонала, проведение пусконаладочных работ, предварительных и приемочных испытаний, опытную эксплуатацию.

При этом, в национальных стандартах не определено понятие «внедрение информационной системы».   

Однако, стандартом СТ РК ИСО/ИЕК/ИЕЕЕ 26512-2012 предусмотрено понятие «внедрение», которое определяется как действие, в процессе которого документация для пользователей создается в соответствии с проектом, проверяется и рецензируется (документация).

Также согласно стандарту СТ РК Р 53622-2012 внедрение информационно-вычислительной системы в конкретных условиях применения включает в себя:

уточненный состав вычислительных средств;

уточненный состав системных программ и программ общего назначения;

прикладные программы в исполняемом коде;

откорректированные конструкторские и эксплуатационные документы;

нормативные документы по стандартизации.

8. В соответствии с подпунктом 17) статьи 1 Закона, сопровождение информационной системы – обеспечение использования введенной в промышленную эксплуатацию информационной системы в соответствии с ее назначением, включающее мероприятия по проведению корректировки, модификации и устранению дефектов программного обеспечения, без проведения модернизации и реализации дополнительных функциональных требований и при условии сохранения ее целостности.

Согласно СТ РК ЕН 50128-2012 предусмотрено понятие «сопровождение программного обеспечения», которое определяется как действие или ряд действий, выполненных на программном обеспечении после использования для модификации или корректировки его функциональности.

Также согласно СТ РК 34.019-2005 процесс сопровождения состоит из работ и задач, выполняемых персоналом сопровождения. Данный процесс реализуется при изменениях (модификациях) программного продукта и соответствующей документации, вызванных возникшими проблемами или потребностями в модернизации или настройке. Целью процесса является изменение существующего программного продукта при сохранении его целостности. Данный процесс охватывает вопросы переносимости и снятия программного продукта с эксплуатации. Процесс заканчивается снятием программного продукта с эксплуатации.

Кроме того СТ РК ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2006 предусмотрены следующие виды сопровождения программных средств:

- адаптивное сопровождение (adaptive maintenance): изменение (модификация) программного продукта после поставки, обеспечивающее его работоспособность в измененных или изменяющихся условиях (среде).

Адаптивное сопровождение обеспечивает модернизацию, позволяющую вносить изменения в эксплуатационную среду программного средства. Данные изменения должны быть внесены для сохранения работоспособности продукта в изменяемой среде. Например, операционная система может быть модернизована и некоторые изменения должны быть внесены в продукт для его адаптации к новой операционной системе;

- корректирующее сопровождение (corrective maintenance): Своевременное изменений программного продукта, выполняемое после его поставки для корректировки обнаруженных проблем (несоответствий, ошибок). Подобные изменения исправляют программный продукт для того, чтобы он соответствовал установленным требованиям;

- сопровождаемая модернизация (maintenance enhancement): сопровождаемая модернизация является изменением программного средства, не связанным с корректировкой самого программного средства;

- полное сопровождение (perfective maintenance): модификация программного продукта после поставки для повышения его рабочих характеристик или улучшения сопровождаемое. Полное сопровождение обеспечивает модернизацию (усовершенствование) продукта в интересах пользователя, уточнение соответствующих программных документов и его перепрограммирование для улучшения рабочих характеристик, сопровождаемое и других атрибутов программного средства.

Таким образом, согласно норме Закона, определено только сопровождение информационной системы, в то время как в стандартах предусмотрены сопровождение программных продуктов, а также различные виды сопровождения программных средств.

Также согласно Закону и стандартам, при сопровождении информационной системы, программного продукта или других программных средств обеспечивается использование объекта, введенного в эксплуатацию в соответствии с его назначением, где предусматривается корректировка, модификация и устранение недостатков с сохранением целостности продукта, без проведения модернизации в рамках сопровождения.

9. Согласно подпункту 46) статьи 1 Закона интернет-ресурс – электронный информационный ресурс, отображаемый в текстовом, графическом, аудиовизуальном или ином виде, размещаемый на аппаратно-программном комплексе, имеющий уникальный сетевой адрес и (или) доменное имя и функционирующий в Интернете.

Согласно СТ РК 2190-2012 и СТ РК 2192-2012 интернет-ресурс - электронный информационный ресурс, технология его ведения и (или) использования, функционирующие в открытой информационно-коммуникационной сети, а также организационная структура, обеспечивающая информационное взаимодействие.

Кроме того, согласно СТ РК 2192-2012 информация, размещенная на интернет-ресурсе, должна быть доступна для пользователей, независимо от уровня их образования и технической подготовки.

На основании приведенных понятий следует вывод, что определение интернет-ресурса, предусмотренное в Законе не противоречит стандартам и является наиболее полным, так как интернет-ресурс является электронным информационном ресурсом, размещенный на аппаратно-программном комплексе, а также каждый интернет-ресурс должен иметь уникальный адрес, который позволяет найти его в сети.

10. Согласно подпункту 33) статьи 1 Закона аппаратно-программный комплекс – совокупность программного обеспечения и технических средств, совместно применяемых для решения задач определенного типа.

Согласно СТ РК 34.018-2005 программно-аппаратные средства – технические средства, содержащие компьютерную программу и данные, которые не могут изменяться средствами пользователя. Компьютерная программа и данные, входящие в программно-аппаратные средства, классифицируются как программное обеспечение, схемы, содержащие компьютерную программу и данные, классифицируются как технические средства.

Согласно СТ РК ГОСТ Р 51904-2011 аппаратные средства – это материальная часть вычислительной системы, включающая в себя электрические и электронные элементы (например, приборы и схемы), электромеханические элементы (например, дисководы) и механические элементы (например, стойки).

Следовательно, Законом и СТ РК 34.018-2005 предполагается, что аппаратно-программный комплекс – это программные обеспечения и технические средства (например, компьютер), которые обеспечивают сбор и обработку информации.

СТ РК ГОСТ Р 51904-2011 подразумевается, что аппаратные средства – это только материальная часть программного средства, такие как компьютер, различные приборы, схемы.

Таким образом, необходимо отметить, что главной задачей проведения сравнительного анализа терминологии Закона с терминами, определенными в стандартах, является выявление значений, смыслов терминов, используемых в области ИКТ, а затем их различие в целях их совершенствования.

Вместе с тем, на основании сравнительного анализа нужно отметить, что определения основных объектов информатизации, а также основных процессов, регламентированных Законом не противоречат понятиям, определенным национальными стандартами Республики Казахстан.

В этой связи, для обеспечения дальнейшего развития информатизации казахстанского общества и формирования эффективной системы управления данной сферой, необходима разработка национальных стандартов в области ИКТ, которыми можно обеспечить правильное описание и единое толкование основополагающих определений, используемых в информатизации. Так как, для правильного раскрытия принципов, целей и задач государственного регулирования в сфере информатизации, прежде всего необходимо точное и единое понимание основополагающих понятий в области ИКТ.

Кроме того, разработка новых стандартов будет способствовать дальнейшему развитию стандартизации в области ИКТ, а также обеспечит исключение необходимости закрепления терминологий законодательными актами, которыми в первую очередь целесообразно регламентировать процессы, возникающие в сфере информатизации.

Автор: Альфия Қази

Соавторы: Сауле Чалгимбаева