Электронное правительство – это единый механизм взаимодействия государства и граждан, а также государственных органов друг с другом, обеспечивающий их согласованную деятельность при помощи информационных технологий. Именно этот механизм позволил сократить очереди в государственные органы, упростить и ускорить получение справок, свидетельств, разрешительных документов и многого другого.

Создание электронного правительства было необходимо для того, чтобы сделать работу органов власти более эффективной, открытой и доступной для граждан.

За годы реализации Программы формирования электронного правительства было пройдено четыре глобальных этапа становления и развития электронного правительства.

Первый этап – информационный. Именно в этот период был запущен портал электронного правительства и наполнен информацией. Появилась информация о госорганах, их работе и услугах, которые они предоставляют населению. Кроме того, были приведены регламенты оказания услуг и вывешены для ознакомления нормативно-правовые акты.

Второй этап – интерактивный, был ознаменован стартом предоставления на портале электронных услуг. Внедрение интерактивных услуг на портале электронного правительства позволило в разы экономить время на сборе пакета документов. 

Именно на этом этапе были внедрены ведомственные информационные системы, государственные базы данных, электронное лицензирование и шлюз электронного правительства. 

Третий этап развития электронного правительства – транзакционный. На этом этапе граждане получили возможность оплачивать государственные пошлины и сборы, штрафы, коммунальные услуги. Для предпринимателей транзакционный этап преподнес поистине ценный подарок – электронные государственные закупки. Выгоды очевидны - повысилась прозрачность и открытость проводимых конкурсов, тендеров. 

Четвертый этап электронного правительства – трансформационный, на этом этапе развития электронное правительство находится сегодня. Главной целью отныне является максимальная оперативность в оказании услуг гражданам. Именно ради достижения этой цели интерактивные и транзакционные сервисы объединяются в комплексные услуги, в которых часто нуждается казахстанское население. 

На постоянной основе происходит совершенствование и оптимизация процессов. Так, например, значительно упрощена процедура регистрация бизнеса. Раньше этот процесс был очень сложным и долгим, занимал более 30 дней, то сейчас за счет интеграции систем – несколько часов.

Кроме того, оптимизация позволила объединить несколько услуг в комплексные. К примеру, если при рождении у гражданина ребенка, ему требовалось трижды обращаться за получением услуг: для регистрации рождения ребенка, затем чтобы оформить социальное пособие, и еще раз – чтобы поставить ребенка в очередь в детский сад, то сейчас все эти услуги объединены в одну композитную услугу «Рождение ребенка». Т.е. одним шагом человек получает сразу три услуги.

Новым важным этапом развития инфраструктуры оказания электронных услуг, с учетом активного проникновения мобильной связи и мобильных технологий среди населения является создание Мобильного правительства РК. Сегодня существует мобильное приложение eGov.kzдля платформ iOSи Android. Одно из недавно внедренных новшеств - это электронная цифровая подпись, записанная на SIM-карту телефона. Благодаря ей любой обладатель мобильного телефона, в том числе старой модели, может получить услугу, отправив SMS-сообщение на короткий номер и подписать ее мобильной подписью, которая записана на SIM-карте.

Следующий этап развития электронного правительства - так называемое «умное» или «проактивное» правительство, когда гражданину даже не нужно будет направлять никаких запросов для получения госуслуг. «Проактивное» правительство будет само остлеживать жизненные ситуации и выполнять необходимые процессы вместо гражданина. А гражданину только нужно будет подтверждать эти действия.


Обратная связь