Положение о техническом комитете по стандартизации № 34 «Информационные технологии»


Настоящее Положение устанавливает основные принципы деятельности технического комитета по стандартизации № 34 «Информационные технологии» (далее – ТК 34).

Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании» от 9 ноября 2004 года и Правилами создания, работы и ликвидации технических комитетов по стандартизации, утвержденными Приказом и.о. Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 23 апреля 2010 года № 42.

1. Общие положения

1.1 ТК 34 создан приказом Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики и торговли Республики Казахстан от 27 июля 2001 г. №274.

1.2 ТК 34 функционирует на базе АО «Национальный инфокоммуникационный Холдинг «Зерде» (далее - Холдинг).

1.3 ТК 34 в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования, связи и информатизации, а также нормативными документами Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и настоящим Положением.

1.4 Основной целью создания ТК 34 является участие в формировании системы технического регулирования в сфере информационных технологий.

1.5 Членами ТК 34 могут быть представители государственных органов, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических институтов, конструкторских бюро и организаций, производителей и потребителей, ассоциаций Республики Казахстан, а также  представители иностранных и международных организаций, зарегистрированных на территории Республики Казахстан,  имеющие наиболее высокий научно-технический потенциал и опыт работы в области инфокоммуникационных технологии, а также, крайне желательно, опыт работы в области стандартизации, выразившее согласие участвовать в работе ТК 34 и выполнять принятые обязательства.

Вступление осуществляется на основе письменного заявления, поданного в уполномоченный орган, по согласованию с Председателем ТК 34.

Члены ТК 34, не принимающие участия в деятельности в течение 2 лет, могут быть исключены из его состава решением уполномоченного органа[2] ТК 34.

1.6  Методическое руководство работой ТК 34 осуществляет Председатель ТК 34.

1.7 ТК 34 является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, обеспечивающим разработку, согласование и подготовку к утверждению нормативных документов по стандартизации в области информационных технологий на государственном и международном (региональном) уровнях. ТК 34 не отвечает по обязательствам своих членов.

1.8 Организации – члены ТК 34, разрабатывающие национальные стандарты Республики Казахстан, разработку всех стандартов вносят в План работ ТК 34,вне зависимости от организации - заказчика разработки стандартов.

1.9 Для ведения переписки ТК 34 использует бланк Холдинга с необходимым набором реквизитов. Правом подписи обладают председатель ТК и секретарь в пределах установленных им полномочий.

Холдинг, на базе которого создан ТК 34, обеспечивает деятельность ТК 34 соответствующими техническими и информационными ресурсами:

- оргтехникой;

- программным обеспечением для создания и распространения документов;

- доступом к глобальной сети Интернет;

- средствами коммуникации (телефон, факс, электронная почта);

- нормативным фондом, необходимым для осуществления деятельности ТК 34;

- возможностью организовывать и проводить заседания ТК 34.

2. Закрепленные объекты стандартизации

2.1 Объекты стандартизации утверждены приказом Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики и торговли Республики Казахстан от 27 июля 2001 г. №274 и приказом Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан  «о внесении изменении в приказ Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства экономики и торговли Республики Казахстан от 27 июля 2001 г. № 274» № 345-од от 25 июня 2013 года.

3. Структура и состав ТК

3.1 Структура ТК 34 включает Председателя, секретаря и полномочных представителей - членов ТК 34 (приложение 1). При необходимости в структуре ТК 34 могут быть созданы подкомитеты (далее - ПК) по отдельным объектам стандартизации (направлениям деятельности) с соответствующим разграничением компетенции. В составе ПК могут создаваться постоянные и временные рабочие группы (далее – РГ) для выполнения конкретных заданий. Формирование подкомитетов и РГ осуществляется на заседании Совета ТК.

3.2 Полномочные представители выполняют возложенные на них функции непосредственно в своих организациях, на рабочих заседаниях ТК 34, а также путем переписки через секретаря ТК 34.

3.3 Полномочные представители от каждой организации-члена ТК 34 имеют один голос при принятии решений. При этом, в голосованиях подкомитетов при ТК 34 участвуют члены подкомитетов, закрепленных данным Положением. Организационные и рабочие заседания ТК могут проводиться в очной форме, включая заседания в онлайн режиме, и заочно, путем письменного (почтового или электронного) обсуждения и обмена мнениями. После рассмотрения итогов таких заседаний окончательное решение (о передаче документов на утверждение или снятии их с дальнейшего рассмотрения и разработки) принимается Советом ТК. Решения считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третьей членов ТК 34, при заочном заседании. При очном заседании, решения принимаются большинством голосов, при этом должны присутствовать 1/2 членов ТК 34. Решение Совета техническим секретариатом доводится до всех членов ТК в недельный срок.

3.4 Перечень организаций членов ТК 34 и списочный состав полномочных представителей членов ТК 34 приведен в приложении 2 к настоящему Положению.

3.5 Решение о внесении изменений и корректировок в структуру и состав ТК принимается уполномоченным органом в области технического регулирования на основании письменного заявления от секретариата ТК 34.

4. Функции ТК

4.1 В области государственной стандартизации ТК организует и осуществляет следующие работы:

- определение основных направлений развития государственной стандартизации по закрепленным за ТК 34 объектам и представление предложений по разработке технических регламентов и национальных стандартов уполномоченному органу в области технического регулирования и метрологии;

- участие в разработке, разработка и экспертиза национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, стандартов организаций, нормативных правовых актов и классификаторов технико-экономической информации, международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств и классификаторов технико-экономической информации иностранных государств и изменений к ним в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования согласно закрепленным за ТК объектам;

- голосование по предварительным национальным стандартам;

- утверждение предварительных национальных стандартов;

- организация мониторинга и оценки применения утвержденного ТК предварительного национального стандарта не позднее, чем за 3 (три) месяца до истечения первого срока действия в целях его переработки в национальный стандарт;

- подготовка предложений по пересмотру и изменений к действующим нормативным документам и нормативным правовым актам по закрепленным за ТК объектам;

- подготовка предложений по отмене действующих в республике нормативных документов и нормативных правовых актов на объекты, закрепленные за ТК;

- подготовка предложений и проведение работ по унификации и гармонизации, применяемых в республике нормативных документов с межгосударственными, международными, региональными и национальными стандартами и классификаторами зарубежных стран;

- подготовка предложений по разработке технических регламентов и национальных стандартов;

- участие в процессе разработки и рассмотрения проектов правительственных научно-технических программ и планов научно-исследовательских работ, планов и программ по стандартизации по объектам закрепленным за ТК;

- подготовка оценки технического уровня и достигнутого уровня стандартизации по объектам, закрепленным за ТК;

- подготовка и представление уполномоченному органу в области технического регулирования и метрологии текущих и перспективных планов работ ТК и ежегодных отчетов о проведенной им работе;

-  подготовка предложений к ежегодным планам государственной стандартизации;

- взаимодействие с национальными организациями по стандартизации, международными, региональными и межгосударственными техническими комитетами по закрепленным за ТК объектам;

- координация работ подкомитетов, входящих в состав ТК;

- участие в работе других ТК в пределах своей компетенции.

ТК 34, как член межгосударственного ТК (МТК), международной организации по стандартизации (ИСО/ТК) и (МЭК/ТК), исполняют следующие функции:

- рассматривает проекты стандартов, направляемые на отзыв, и представляет предложения и замечания по ним в уполномоченный орган на безвозмездной основе;

- принимает участие в разработке документов по стандартизации;

- предоставляет экспертов и наблюдателей для участия при разработке стандартов;

- подготавливает заключение на этапах голосования по проектам стандартов.

5. Функциональные обязанности и ответственность должностных лиц ТК 34

5.1 Функциональные обязанности председателя ТК:

- представлять ТК 34 в  государственных, коммерческих, общественных и международных (региональных) организациях;

- обеспечивать руководство и координацию работами ТК (в том числе ПК и РГ);

- проводить собрания, совещания полномочных представителей-членов и ТК, решать организационные вопросы в ТК;

- вносить предложения, касающиеся деятельности ТК;

- обращаться и вести переписку с государственными органами, организациями, предприятиями, объединениями и отдельными специалистами;

- обеспечивать научно-технический уровень разрабатываемых стандартов, соответствие их требованиям международных и национальных стандартов зарубежных стран;

- руководить работой секретариата ТК;

- обеспечивать подготовку отчета о работе и формирования планов, программ ТК;

- принимать участие в разработке, экспертизе национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, стандартов организаций, нормативных правовых актов и классификаторов технико-экономической информации, международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств и классификаторов технико-экономической информации иностранных государств и изменений к ним в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования согласно закрепленным за ТК объектам;

- нести ответственность за качество и своевременность выполняемых работ.

5.2 Функциональные обязанности секретаря ТК:

- осуществлять подготовку и обеспечение проведения заседаний ТК;

- выполнять подготовку проектов планов работы и отчетов ТК;

- вести делопроизводство и архив;

- подготавливать и рассылать документы, проекты национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, стандартов организаций, нормативных правовых актов и классификаторов технико-экономической информации, международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств и классификаторов технико-экономической информации иностранных государств и изменений к ним в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования согласно закрепленным за ТК объектам;

- по распоряжению председателя ТК принимать участие в разработке вышеуказанных проектов;

- организовывать выполнение аутентичных переводов материалов, необходимых для работы;

- организовывать ведение фонда документов по закрепленной за ТК тематике;

- подготавливать и предоставлять информацию о разработке стандартов (уведомлений) с краткой аннотацией для опубликования на сайте уполномоченного органа в области технического регулирования и метрологии;

- предоставлять отчеты по итогам полугодия.

5.3 На руководителей ПК и РГ возлагаются следующие функциональные обязанности:

- участвовать в формировании предложений к планам работ по государственной и межгосударственной стандартизации, программам государственной и межгосударственной стандартизации по закрепленным направлениям ТК;

- организовывать работы ПК и РГ по закрепленному направлению;

- проводить заседания представителей-членов подкомитетов и решать организационные вопросы в ПК;

- вносить предложения председателю ТК, касающиеся деятельности ПК;

- нести ответственность за научно-технический уровень разрабатываемых стандартов по закрепленной тематике, соответствие их требованиям международных и национальных стандартов промышленно развитых зарубежных стран в пределах своей компетенции;

- вносить в секретариат ТК предложения, касающихся реализации работ ПК и РГ, включая подготовка текущих и перспективных планов работ ТК и ежегодных отчетов о проведенной им работе в области технического регулирования и метрологии;

- нести ответственность за качество и своевременность выполняемых работ;

- определять основные направления развития государственной стандартизации по закрепленным за ПК объектам;

- подготавливать оценку технического уровня и достигнутого уровня стандартизации по объектам, закрепленным за ПК;

- изучать практику применения стандартов по выбранной тематике в Республике Казахстан и других странах в ходе углубляющихся процессов международной интеграции.

5.4 На полномочных представителей организаций-членов ТК возложены следующие функциональные обязанности:

- участвовать в работе собрания полномочных представителей;

- уаствовать в разработке, экспертизе национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, стандартов организаций, нормативных правовых актов и классификаторов технико-экономической информации, международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств и классификаторов технико-экономической информации иностранных государств и изменений к ним в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования согласно закрепленным за ТК объектам;

- подготавливать предложения о разработке национальных стандартов Республики Казахстан (СТ РК), вносить изменения в действующие нормативные документы, по отмене их, а также их гармонизации с международными и национальными стандартами промышленно развитых зарубежных стран в пределах своих компетенций;

- нести ответственность за научно-технический уровень разрабатываемых стандартов по закрепленной тематике, соответствие их требованиям международных и национальных стандартов промышленно развитых зарубежных стран в пределах своих компетенций;

- нести ответственность за качество и своевременность выполняемых работ.

6. Финансирование работ

6.1 Финансирование работ ТК 34 осуществляется заинтересованными организациями на договорной основе.

6.2 Работы, выполняемые в составе государственных программ, финансируются из бюджета республики.

6.3 Финансирование деятельности ТК 34 осуществляется за счет:

- целевых бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых на разработку нормативных и методических документов;

- других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

6.4 Техническому комитету могут быть представлены инвестиции от сторонних организаций, а также техническая и методическая помощь в организации деятельности ТК 34, обучении и повышении квалификации его специалистов.

7. Ликвидация ТК

7.1 Ликвидация технического комитета осуществляется в следующих случаях:

- при невыполнении функций, указанных в Главе 4 настоящего Положения;

- решением уполномоченного государственного органа в области технического регулирования после выполнения работ, закрепленных за ТК;

- при непредставлении отчетов о деятельности ТК в течение 2 лет;

- по инициативе ТК. 

Обратная связь